EN RU

Защита подводных переходов трубопроводов

     При сооружении подводных переходов магистральных трубопроводов предъявляются повышенные требования к качеству выполняемых работ и используемым материалам и технологиям. Поэтому при проектировании и строительстве подводных переходов должны применяться технологии, обеспечивающие надежную, эффективную и  безаварийную эксплуатацию перехода в течение длительного времени, не нанося при этом вред окружающей среде. Одной из таких технологий, по сути дела совершивших малую революцию в способах защиты трубопроводов, стали  Универсальные гибкие защитные бетонные маты (УГЗБМ).

                  

    Конструкция гибких бетонных матов (УГЗБМ) разработана в конце 90-х годов специалистами ЗАО Предприятие подводно-технических работ «Петр», г. Воронеж, специализирующемся на капитальном ремонте и приборном обследовании подводных переходов. Эта разработка позволила принципиально по-новому вести работы по их укладке на ремонтируемые участки. Вместо тяжелого ручного труда по равнению отсыпанного щебеночного банкета или укладке под водой в облаках цементной мути мешков с ПЦС водолаз превращается в подводного стропальщика-монтажника, лишь ориентирующего и скрепляющего мат (УГЗБМ) под водой. Скрепляясь друг с другом с помощью скоб или связываясь канатом, маты (УГЗБМ) образуют сплошное бетонное «одеяло», надежно противостоящее водным потокам и проплывающим предметам. В отличие от габионов, требующих наличие щебня в месте производства работ, трудоемкой и кропотливой работы по раскладке сеток, их скреплению и заполнению щебнем, маты (УГЗБМ) доставляются на объект уже готовым изделием, не требующим дополнительной сборки и комплектации. Более того, изготовленные в заводских условиях на сертифицированном в системе «Газпром» предприятии с системой внутреннего контроля качества, подтвержденного лабораторными испытаниями и санитарно-гигиеническими сертификатами, маты (УГЗБМ) отвечают самым высоким требованиям безопасности и прочности. Ведь срок службы гибких бетонных матов (УГЗБМ) сравним со сроком службы самого трубопровода. Иногда строительство защитных сооружений над трубой с доведением защитного слоя до норм, требуемых стандартами «Газпром», приводит к появлению в русле реки искусственного препятствия, что негативно сказывается на гидродинамических процессах.   Проходя через защиту из матов (УГЗБМ), поток воды обтекает защищаемый участок подводного перехода достаточно плавно, без образования вихревых, водоворотных зон. Более того, благодаря своей ячеистой структуре, маты (УГЗБМ) не препятствуют укоренению водных и прибрежных растений, тем самым прочно укрепляясь наносимым донным грунтом и растениями.

     Ну а как с экономичностью? Ведь это один из главных показателей при выборе того или иного проектного решения, а главное – стоимости проекта. Понятно, что в тиши и тепле проектно-сметного отдела многие вопросы технологичности, простоты доставки и укладки на месте работ, кажутся несущественными. На первый взгляд, стоимость габионов в пересчете на 1 квадратный метр защищаемого участка, оказывается ниже стоимости защиты из матов (УГЗБМ). Но это только на первый взгляд… Проведя объективное экономическое исследование всех трудозатрат, непроизводительных расходов, скорости работы водолазов при укладке, а соответственно, и сроков проведения работ, стоимости могут сравняться. И это без учета главного фактора – срока службы защиты из матов (УГЗБМ). По гарантии производителя – это от 15 до 100 лет, в зависимости от места укладки. 

   

   Таким образом, применение универсальных гибких  защитных бетонных матов (УГЗБМ) для защиты подводных трубопроводов имеет ряд следующих неоспоримых преимуществ:

  • позволяет обеспечить достаточную прочность и целостность защиты трубопровода при воздействии на него течений, льда и других  предметов;
  • защита из бетонных матов (УГЗБМ) надежно выдерживает многочисленные удары различных предметов, переносимых потоком воды;
  • защита из бетонных матов (УГЗБМ) не может быть разрушена динамическим воздействием льда на защищаемое сооружение, а также надежно противостоит силе давления льда при образовании заторов;
  • защита из бетонных матов (УГЗБМ) эффективно укрепляет береговую зону вблизи прохождения трубопровода;
  • защита из бетонных матов (УГЗБМ) предохраняет подводный трубопроводный переход от размыва грунта;
  • исключает устройство подводной траншеи
  • в отличие от сплошного бетонного покрытия трубопровода, не приводит к увеличению его жесткости и, следовательно, увеличению минимального радиуса кривизны при его укладке, а также устраняется при этом значительная трудоемкость нанесения сплошного покрытия. Кроме того, гибкие бетонные маты (УГЗБМ) легко демонтируются и укладываются повторно в случае возникновения необходимости проведения ремонтных работ самого трубопровода.

     Все это дает возможность снизить стоимость строительства и эксплуатации подводного перехода, повысить надежность работы и значительно увеличить срок эксплуатации подводного трубопровода, который при качественном выполнении проекта и контроле за строительством будет равен или превышать расчетный срок эксплуатации всего магистрального трубопровода.